В удивительной Грузии, винодельческой колыбели человечества, виноделами зачастую не становятся, а рождаются: из поколения в поколение передают здесь опыт, навыки и страстную любовь к лозе и вину. Порой винодельческие сосуды здесь не помещают в погреб, а наоборот, сами стены возводят вокруг погруженных в землю квеври, словно квеври и есть та самая ось, которая держит этот мир и выражает самую суть грузинской души.
В этой среде, где уже 8 тысяч лет вино неразрывно сплетено с историей, культурой и ежедневным общением, земля покрыта виноградниками, а вино изготавливают повсеместно и много: от крафтовых авторских виноделен до крупных винных заводов. Здесь можно встретить великих виноделов, благодаря которым грузинское вино высоко ценится самыми авторитетными винными критиками мира.
Один из таких мастеров – Гиорги Дакишвили, потомственный винодел, основатель Dakishvili Family Vineyards и энолог, открывающий миру историю и технологии традиционного грузинского виноделия. Это он в прошлом году представил самую древнюю в мире винодельческую технологию профессуре Оксфордского университета, это его вина вошли в шестерку лучших грузинских вин газеты The Guardian, это он – герой публикаций международных СМИ и нашумевших книг о вине. Прекрасный рассказчик, увлеченный своим делом энтузиаст, человек глубоких знаний и большого сердца – а без сердца хорошее вино невозможно!
Вина Гиорги – настоящие произведения искусства: они изготавливаются с огромной тщательностью и любовью лимитированным объемом и попадают в руки счастливцев лишь в нескольких странах мира: в США, Великобритании, Франции, Голландии, Бельгии, Китае, Японии и Украине. Компания больше не ищет рынки, достигнув своего предела в соотношении количества и качества. Нам повезло: вина Гиорги Дакишвили марок Orgo, Dakishvili Family Selection и Vita Vinea попали на украинский рынок благодаря многолетней тесной дружбе Гиорги с учредителем Wine Discovery Selection Бесо Чихрадзе, а также по причине особой любви винодела к Украине – именно здесь он получил свое первое образование в Одесской национальной академии пищевых технологий.
Позже был Калифорнийский университет в Дейвисе – теоретический и практический курс на факультете виноделия, где студентам давали вволю экспериментировать с принадлежащими университету виноградниками. По словам Гиорги, то студенческое вино пить было так трудно, что его часто выливали – вот такой долгий путь пройден к вершинам винодельческого мастерства!
И, конечно, многому Гиорги научился у своего отца, переняв семейные традиции и секреты. Когда винодел посетил Киев, мы, конечно, сразу набросились на него с вопросами о них. Теперь мы знаем намного больше о квеври и технологиях изготовления вина в этих больших погруженных в землю сосудах!
WDS: Гиорги, чем объясняется набирающий обороты международного масштаба тренд грузинских вин? О них пишут Decanter magazine и Wine & Spirits, Оз Кларк первую главу книги посвятил Грузии и винам из квеври, СМИ пестрят еще пару лет назад малоизвестным термином «оранжевое вино», а знаменитые эксперты считают orange wines следующим великим событием в мире вина. Откуда этот бум?
- И в азиатских, и в европейских странах, и в США стало трендом пить грузинские вина. Почему? Во-первых, у нас много автохтонных сортов, которых больше нигде нет. Это очень интересно винным знатокам: пробовать что-то новое. И не только новое, но и хорошо забытое старое: это вино, изготавливаемое в глиняных кувшинах, а также янтарные – или, как сейчас говорят, оранжевые – вина. Эта комбинация очень хорошо поддерживает продажи грузинского вина. Волну интереса также вызвало то, что в 2017 году ученые пришли к выводу, что на этой территории человек впервые окультурил виноград и создал вино. Найденные в центральной части Грузии окаменевшие косточки, которым 8 тысяч лет, указывают на то, что это самый старый в мире vitis vinifera. И, конечно, важно качество. Так что тренд стоит на трех китах: история, уникальность и высокое качество, без которого интерес быстро утих бы. Все это вместе приводит к успеху.
WDS: Откройте, пожалуйста, секрет: как Вам удается достигать вершин качества и стиля, используя такие древние и на первый взгляд простые технологии: квеври и мацерацию белых вин на мезге? 95 баллов из 100 от обозревателя британского журнала Decanter – это практически совершенство!
- Начну с терруара и способов ухода за лозами: наши виноградники расположены в Кахетии, в микрозоне Цинандали. Здесь особенный микроклимат, благодаря которому мы получаем качественный виноград. Возделывая лозы, мы не используем гербициды: это категорически запрещено! Никаких химических опрыскиваний и добавок! Все сорняки мы удаляем механическим способом.
Мы не нагружаем виноградники: средняя урожайность с куста – полтора-два килограмма. Низкая урожайность, которой мы добиваемся обрезкой, способствует появлению концентрированных ароматов и структурного вина.
Во время Ртвели, сбора урожая, мы тщательно отбираем виноград, чтобы он не был лопнувшим или испорченным. Селекция ягод происходит дважды: первая – на винограднике во время сбора, и вторая – когда он поступает в погреб для переработки.
WDS: От полутора до двух килограммов винограда с куста – это от четырех до семи тонн с гектара, и это действительно немного. А сколько обычно собирают производители массмаркета?
- Можно собирать 30 и более тонн с гектара. Высокая урожайность достигается плотной рассадкой, большой нагрузкой на лозу, оросительной системой и применением химикатов. Вино такого урожая будет пустым, плоским, разбавленным и в аромате, и во вкусе. Коммерческие виноградники в Калифорнии, в Чили – которые делают недорогие вина – собирают до 40 тонн. Массовое чилийское вино можно пить, но оно очень простое. Сравните: собрать пять тонн или сорок. Поэтому и цена очень разная на эти вина.
Продолжение следует! Чем отличается вино из квеври? Что именно происходит внутри квеври во время брожения и выдержки? Чем кахетинская технология отличается от имеретинской? Как долго служат квеври и в чем их преимущество? Ограничится ли Грузия классификацией AOC и будет ли патентовать технологию квеври? Об этом и многом другом читайте в следующих публикациях.
Валерия Чихрадзе,
Богдан Панчук,
Юлия Бескровная
(С) Wine Discovery Selection